|
|||
Офтальмология
Амбулаторное лечение
Лимфотропная терапия Диагностические исследования |
Исследование остроты зренияСпособность зрительно различать форму предметов в пространстве, связанная с функцией центральной ямки желтого пятна, называется центральным зрением. Состояние центрального зрения определяется по его остроте. Острота зрения зависит от состояния преломляющих сред глаза, от размера и плотности колбочковых элементов в центральной ямке желтого пятна, от состояния проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров, их ассоциативных связей с другими анализаторами, от психоэмоционального состояния и общего здоровья пациента, от уровня и качества освещенности и, наконец, от функционирования глазодвигательной системы (скачки, тремор, дрейф), а также от вида и величины клинической рефракции. Острота зрения претерпевает определенную возрастную эволюцию и достигает максимума в среднем к 6-7 годам жизни. Зрение ребенка первых месяцев жизни считается примитивным, равным светоощущению. У новорожденных зрительные восприятия проявляются кратковременным слежением. Со 2-й недели жизни можно отметить кратковременную фиксацию, но движения глаз при этом могут оставаться некоординированными. К 2-4 мес жизни формируется устойчивое синхронное слежение, развивается бинокулярная фиксация взора, что свидетельствует о возникновении и совершенствовании предметного зрения. К 6-8 мес жизни ребенок начинает различать простые геометрические фигуры, к 1-2 годам - рисунки. В 3-летнем возрасте острота зрения может колебаться от 0,6 до 1,0; к 7 годам жизни она нередко равна 0,9-1,0 и даже больше (1,5-2,0). В 8-15 лет острота зрения, как правило, равна 1,0-1,5-2,0. В детской практике для проверки остроты зрения пользуются буквенными таблицами Головина и Сивцева, таблицей Ландольта, а также детской таблицей (картинки) Орловой. Исследование зрения у новорожденных затруднено, потому что у них есть только светоощущение. Зрительную функцию выявляют по прямой и содружественной реакции зрачка на свет, общей двигательной реакции на освещение глаз, смыканию век при освещении глаза, кратковременной реакции слежения без фиксации. К 2-3 мес жизни в связи с функциональным совершенствованием черепных нервов, подкорки и коры головного мозга для установления остроты зрения ребенку показывают светящиеся предметы различной величины и с различного расстояния. Знание угловых размеров предметов позволяет приблизительно рассчитать остроту зрения по формуле Снеллена: Vis = d/D , где d - расстояние, с которого проводятся исследования; D - расстояние, с которого нормальный глаз различает знаки данной строки таблицы. К полугодию жизни о зрительной функции судят по устойчивой бинокулярной фиксации предметов различной величины на разном удалении от глаз. К году жизни ребенок может выполнить определенное задание, например взять или найти знакомые предметы разной величины, расположенные на различном расстоянии от него. К 2 годам после определенной тренировки удается проверить остроту зрения по специальным детским таблицам. Для этого ребенка помещают спиной к свету на расстоянии 5 м от таблицы. Детей до 7 лет сначала подводят к таблице и проверяют знание показываемых рисунков. При исследовании зрения одного глаза другой прикрывается полупрозрачной (матовой) заслонкой, причем под заслонкой глаз должен оставаться открытым. Ребенок читает знаки таблицы, переходя от крупных к мелким. Если он читает с 5 м знаки самого крупного ряда, то острота зрения менее 0,1. В этом случае остроту зрения можно определить двумя способами. Ребенку разрешают подойти к таблице на такое расстояние, с которого он видит первую строчку, и затем вычисляют остроту зрения по формуле Снеллена. Можно показывать оптотипы с различного расстояния, указанного на отдельных знаках. Если нет таблицы с рисунками и оптотипами или ребенок не может их различить, то ему показывают пальцы (белый карандаш, ручку) на темном фоне. Если и их он не видит, то ребенка просят определить направление движения руки (ручки) перед глазом. Если движение руки или пальцев не воспринимается, то определяют наличие светоощущения и характер светопроекций (правильная, неправильная, отсутствует), направляя в глаз пучок света с разных сторон. Так как уже в 7-8-летнем возрасте у ребенка острота зрения может быть выше 1,0, с этого возраста следует обязательно (!) показывать 11-ю и 12-ю строки таблиц с буквами или оптотипами. Исследование остроты зрения у детей имеет очень важное значение, так как ее нарушение может быть при ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров. Как правило, острота зрения у здоровых детей проверяется в течение 15 лет более 10 раз:
Если определяется отклонение остроты зрения без явных причин, то уже с 10-12 мес (а при отягощенной по аметропии наследственности и ранее 6 мес жизни) необходимо исследовать клиническую рефракцию и назначать соответствующую очковую коррекцию для повышения зрения, профилактики рефракционной амблиопии, а также аккомодационного содружественного косоглазия. Если при ориентировочном исследовании острота зрения вдаль оказывается пониженной, а рефракцию проверить не удается, то следует проверить остроту зрения вблизи. Если она окажется более высокой (т. е. превысит показания вдаль), то скорее всего у ребенка близорукость, если ниже, то дальнозоркость, если не изменится, то это или вариант нормы, или есть патология какого-то отдела глаза. Врач никогда не должен теряться перед пациентом любого возраста при проверке остроты зрения и обязан использовать все доступные средства (показать картину или ее деталь на стене, нарисовать простой предмет или букву и соотносить их величину и расстояние до них с соответствующими данными по таблицам). E. Koвaлeвcкий
|
||
|