|
|||
Офтальмология
Амбулаторное лечение
Лимфотропная терапия Диагностические исследования |
Главная » Публикации » Профилактика слабовидения и слепоты у детей »
Профилактика близорукости у детей
Профилактика близорукости у детейНеобходимо устранить те неблагоприятные факторы, которые раньше или позже могут привести или уже привели к близорукости. Нельзя придерживаться выжидательной, пассивной тактики, тем более что влияние большинства этих факторов может быть исключено или сведено к минимуму. В этом должны быть заинтересованы не только офтальмологи, но и микропедиатры, педиатры, патронажные медицинские сестры, гигиенисты, школьные врачи вместе с родителями, воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями школ, которым следует объединить усилия в борьбе с возникновением близорукости и ее прогрессированием. Для того чтобы воспитание и обучение детей в группах профилактики глазной патологии осуществлялось гармонично и не нарушало программы, разработанной органами и учреждениями народного образования, офтальмологи совместно с воспитателями и с привлечением родителей разрабатывают индивидуализированные методы профилактики нарушений зрения. Эти методы должны учитывать и общее состояние здоровья, и уровень умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и возраст, и наследственную отягощенность. В таких случаях вся работа с детьми осуществляется по принципу играя - лечимся. Все лечебные мероприятия у детей в группах профилактики глазной патологии должны быть ненасильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психоэмоционального состояния ребенка. Многолетняя практика Москвы и многих других регионов страны показывает, что осуществляемые меры профилактики позволяют в 2 раза сократить частоту возникновения или уменьшить скорость прогрессирования близорукости. Борьба с близорукостью, начатая в детских дошкольных учреждениях, должна неукоснительно продолжаться в школах. Как и в дошкольных учреждениях, лучше всего выделить группы глазной профилактики. Это в основном дети, которые нуждаются в дополнительной опеке и преподавателей, и педиатров, и родителей. Каждый преподаватель, школьные медицинские работники и родители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по близорукости. В питание детей рекомендуется вводить морковь и другие овощи, чернику, молоко, творог, курагу, грецкие орехи, отварное мясо; исключаются такие приправы, как горчица, перец и т. п. В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть смешанным, освещенность не менее 500 лк на рабочем месте. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не загромождать подоконники цветами, наглядными пособиями. От слепящего действия прямых солнечных лучей защищают светлые шторы на окнах. К сожалению, освещенность в детских садах и школьных классах распределяется неравномерно. Особенно это касается школьников, сидящих в третьем ряду (у двери). Причины этого следующие: стены увешаны наглядными пособиями; передняя стена закрыта школьной доской, напротив располагаются шкафчики. Таким образом, от стен нет отражения света на парты. В связи с этим детей необходимо не реже 1 раза в месяц пересаживать. Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы - в белый цвет, панели - в палевые тона, школьную мебель - в светло-серый цвет, школьную доску - в черный или темно-коричневый цвет (матовый). Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, - рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять темные, неразведенные. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33-35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок). Недостаточная освещенность, нечеткий, расплывчатый шрифт, чрезмерное приближение глаз к книге, несоответствие парты росту - все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, появляется ощущение песка в глазах), усталости мышц шеи, спины. Для облегчения школьник начинает искать оптимальное положение тела и привыкает сидеть неправильно. Правильная посадка возможна только при использовании специальной школьной мебели, соответствующей росту учащегося. Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза. Дома для занятий ребенку отводят место у окна. Оконные стекла должны быть чистыми, окна незашторенными, подоконники свободными. Вечером следует пользоваться достаточным искусственным местным освещением - одной лампой 100 Вт с непрозрачным колпаком. Лампу помещают слева, чтобы свет освещал только рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Должен быть и верхний свет мощностью 60-100 Вт. Ни в коем случае нельзя читать в сумерках, в транспорте, во время ходьбы, лежа в постели, на диване. Отсутствие зоны комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, а нередко - к развитию ложной, а затем и истинной близорукости, Часто у детей, занимающихся музыкой, рисованием, дополнительно математикой, вязанием, вышиванием, иностранными языками и другими работами, требующими зрительного напряжения, ведущих малоподвижный образ жизни в закрытых помещениях, чаще всего возникает близорукость. Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз (после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2-3 мин; спустя 30 мин занятия - вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому). Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе. В летние каникулы следует обеспечить детям активный отдых. Хорошо сочетать отдых и лечение в специализированных летних оздоровительных лагерях, городских или расположенных за городом, в лесу, где есть водоемы. Родители должны добиваться организации таких оздоровительных лагерей. Опыт показывает, что ежегодное пребывание в таких учреждениях, где дети, отдыхая, лечатся, способствует уменьшению числа близоруких или замедлению прогрессировать процесса в 1,5-2 раза. Особенно хороший результат оздоровления в таких лагерях отмечается у детей 10-12 лет, которые более подвижны, занимаются спортом (бег, плавание, хореография). Профилактику близорукости различными методами нужно проводить не только летом в оздоровительном лагере, но и в группах продленного дня и обязательно дома. Основным принципом учебного процесса с группой профилактики по близорукости, как уже указывалось, является некоторое ограничение зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической активностью. Для детей группы профилактики отводится самое светлое место - у окна. Порядок рассаживания детей определяют офтальмолог и педагог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по близорукости, имеющаяся близорукость). Для учителя в списке "группы профилактики" указываются данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться. Одновременно перед учителем ставятся следующие задачи.
В помощь в оздоровительной профилактической работе с учащимися "групп профилактики" учителям вручаются соответствующие методические рекомендации:
Контроль за выполнением учителями рекомендаций офтальмолога возлагается на медицинскую сестру школы, медицинскую сестру глазного кабинета во главе с офтальмологом. Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками офтальмологических рекомендаций не реже одного раза в 1-2 мес офтальмолог должен посещать первые 3-4 класса школ, уделяя внимание сформированным "группам профилактики". Лучше это делать по договоренности и вместе с директорами и заведующими учебной частью школ. У каждого ребенка, внесенного в список "группы профилактики", должны быть зафиксированы острота зрения, рефракция, аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность по близорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и т. п., а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на просмотр телепередач, время пребывания на воздухе, занятия в группе продленного дня; проводимое лечение (какое, регулярность, длительность). В конце учебной четверти, года офтальмологи вместе с педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с близорукостью, подчеркивать положительные результаты, указывая одновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по их устранению. Анализ и сопоставление результатов показали, что в школах, где были созданы "группы профилактики", близорукость возникла впервые у 1,2%, а в школах, где таких групп не было, - у 3,8% детей. Таким образом, наблюдения в школах Бабушкинского района Москвы показали, что комплексная медико-педагогическая работа преподавателей, педиатров, офтальмологов обеспечивает реальную массовую профилактику близорукости. Главное управление здравоохранения и Главное управление народного образования Мосгорисполкома отдали распоряжение, в котором с целью распространения опыта работы в школах Москвы начальникам управления и заведующим отделами здравоохранения и народного образования районов предлагалось обеспечить внедрение работы в школах по предупреждению близорукости у детей. В результате в 1987 г. в Москве группы профилактики по близорукости были созданы уже более чем в 20% детских садов и школ. Такая работа начала проводиться в краях и областях РФ и в других республиках страны. Неуклонное выполнение рекомендаций по профилактике возникновения и прогрессирования близорукости, разработанных кафедрой глазных болезней педиатрического факультета РГМУ, МНИИГБ им. Гельмгольца и изданных Миндравом в последние годы, во многих случаях способствует достижению благоприятных результатов. Однако там, где не осуществляются эти рекомендации, имеет место повышенная зрительная нагрузка у детей дошкольного и школьного возраста, а также снижена их физическая активность и наблюдается увеличение частоты и скорости прогрессирования близорукости в более раннем возрасте. E. Koвaлeвcкий
|
||
|