|
|||
Офтальмология
Амбулаторное лечение
Лимфотропная терапия Диагностические исследования |
Главная » Публикации » Профилактика слабовидения и слепоты у детей »
Прогрессирующая близорукость у детей
Прогрессирующая близорукость у детейБлизорукость, выявленную у детей школьного возраста, принято называть "школьной". Однако так называемая школьная близорукость встречается уже в дошкольном и предшкольном возрасте. Близорукость прогрессирует у детей любого возраста. Возникнув из эмметропии, близорукость по причине роста глаза (в том числе в сагиттальном направлении) обязательно увеличивается. Это увеличение может быть медленным и очень незначительным (десятые доли диоптрии в год) и развиваться как "биологический вариант", а в других случаях переднезадний размер глаза может увеличиваться быстро, т. е. по "патологическому варианту". Нельзя говорить, что близорукость у ребенка может быть стабильной, если в ее основе лежит осевой вариант, т. е. удлинение сагиттальной оси. Сравнительно стабильной близорукость может быть лишь в случае ее оптической природы (роговичная, хрусталиковая). Исследования клинической рефракции у многих тысяч детей от рождения до 15 лет позволяют считать, что близорукость, возникшая в любом возрасте, является приобретенной, прогрессирующей, но скорость и величина ее усиления бывают весьма разнообразными. Причины возникновения близорукости у детейВ последние десятилетия во всех высокоразвитых странах число близоруких детей увеличивается. Это связано в основном с непомерной зрительной нагрузкой с самого раннего возраста, занятиями с мелкими игрушками, неправильной осанкой, малой игровой подвижностью, да еще при пониженной освещенности. Малыш почти все время находится практически на уровне пола, где освещенность не превышает 50 лк, а комфортная для зрительного анализатора освещенность составляет не менее 500 лк. Состояние ребенка в таких условиях еще более ухудшается, если у него имеется врожденная (чаще наследственная) близорукость, а таких детей до 2%. С дальнозоркостью приблизительно 4 дптр рождаются 95% детей и с так называемой эмметропией, т. е. соразмерной, нормальной для взрослого рефракцией, 3%. Рефракция глаза развивается от дальнозоркости (гиперметропии) при рождении к эмметропии, а от эмметропии к миопии (близорукости) слабой (низкой), затем средней и, наконец, к сильной (высокой). Приобретенная близорукость у детей бывает уже у дошкольников (до 9%), но чаще возникает в школьном возрасте; к 3-4-му классу ее частота достигает 15-17%, а к 10-му классу превышает 25% всех школьников. Упрощенно развитие близорукости можно представить следующим образом: глаз почти шаровидной формы, которая присуща дальнозоркому и эмметропу, начинает постепенно удлиняться в переднезаднем направлении, приобретает яйцевидную форму. Это нарушает соответствие преломляющей способности оптических компонентов глаза и светочувствительной части глаз - сетчатки. E. Koвaлeвcкий |
||
|